ОрдерКом

Пн-Пт с 09.30 до 18.00
Telegram info@ordercom.ru

115419, Москва, 2-й Рощинский пр-д, д. 8, стр.4, комн. 411а

Опубликованы требования в Яровой для услуг Интернет

30 декабря вступят в действие Требования к Яровой для услуг Интернета, Передачи данных и каналов связи, а по всем услугам электросвязи- Требования к СОРМ-3 (Информационная система баз данных об абонентах, услугах, оплате, ИСБД). Требования писали производители СОРМ на основе своих бизнес моделей с учетом требований уполномоченных органов. В процессе принятия чиновник Минкомсвязи (Зам. рук. департамента радиочастот и сетей связи перешел работать в организацию, подконтрльную крупнейшему производителю СОРМ — ГК «Цитадель», куда входят ООО «МФИ СОФТ», Техаргос, Сигнатек.

Требования вступят в действие. Для взаимодействие ИСБД с пультом управления ФСБ необходимо помимо покупки СОРМ, Оператору связи надо сформировать 5 (пять) каналов передачи данных до места нахождения ПУ:

1) Управления;

2) Данных;

3) Мониторига;

4) Неформатированных данных;

5) Доставки сообщений пользователей услугами связи (под Яровую)

Изначальная версия приказа от сентября 17 года, прошедшая экспертизу МинЭка была изменена минимум 4 раза, 3 раза Минюст возвращал приказ без регистрации в связи с ошибками юиридической техники. Таким образом, приказ существенно доработан с точки зрения юридической техники.

Приказ противоречит закону «О связи» и федеральному закону №374-ФЗ от 06.07.18 (далее — «закон Яровой»)

Изначально приказ был про Информационную систему баз данных об Абонентах (далее — ИСБД), это необходимая для Органов информацию (кто, куда, когда, сколько, с кем, чем платил).

Однако закон Яровой потребовал для хранилища отдельных технических требований, так как все используемое на сети связи общего пользования оборудование в целях безопасности и устойчивости соединений, должно пройти испытания на соответствие требований. И тогдашнее руководство решило схитрить и включить требования по Яровой в Требования по ИСБД.

В итоге в законе имеем: п. 1 ст.64 Оператор связи обязан хранить информацию. Т.е. предусматривается функция хранилища.

П.2ст.64 Оператор связи обязан обеспечивать реализацию требований к сетям и средствам связи. Положение п.2 ст. 64 дублируется в лицензионных условиях.

В ст. 46 указано: расходы по п.2 ст.64 несут операторы связи.

Про п.1 (хранилище по ФЗ Яровой) подобной обязанности у Операторов не предусмотрено.

Однако приказ, вслед за п.5 изменений (утверждены Постановлением правительства от 30.12.17 г. N 1721) в Правила взаимодействия Оператора с Органом ОРД (постановление правительства 538 от 27.08.05) подменяет понятия и включает Хранилище в систему СОРМ. Это существенное нарушение закона.

Ведь по закону, реализация системы СОРМ -за счет Оператора, а Хранилище — не за счет. Таким образом, исполнительная власть (Минкомсвязи и Правительство) в подзаконных актах, присваивают себе полномочия законодательной власти и грубо нарушают базовый принцип государственности, установленный ст. 10 Конституции России (Президент — её гарант) — принцип разделения властей.

Также интересно, что Требования приказа противоречат и п.2 ч.1 ст. 64 ФЗ «О связи» (Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством России

и ППРФ 445 от 12.04.18 (которое не предусматривает хранение сообщений пользователей услугами связи по предоставлению каналов связи. и ППРФ87 от 18.02.05, которые в условиях действия лицензии на услуги связи для целей кабельного вещания

(далее — КТВ) вообще не предусматривает СОРМ. Ведь и логично: для КТВ есть свой контроль «контента», осуществляемый за телевизионными Каналами в рамках лицензий на Вещание)

В приказе есть также несоответствующее закону требование хранить информацию по каналам связи. Это дикие потоки информации, которые никогда не понадобится для целей ОРМ. Ведь информация с каналов связи далее идет на коммутаторы, где она собирается в удобоваримую, и уже контролируется куратором Уполномоченного органа каждого конкретного Оператора связи

Внедрение СОРМ-3 с СОРМ-3 с 30 дневном хранилищем по Яровой при среднесуточном трафике 3 Гбит/с Цитадель желает получить 10 млн. Ранее от операторов связи была информация, что за 10Гбит/с другие производители СОРМ хотят 20 млн. Здесь применяется геометрическая прогрессия в цене и за больший трафик дается скидка

Установленные у Операторов СОРМ не соответствует требованиям. Большинство ждёт сертификатов. Сертификаты будут не ранее 20 года. Потом ещё годок будут окучивать. Реально к21 году начнутся серьезные финансовые затраты.

К исполнению ФЗ Яровой не готовы и уполномоченные органы (по широкополосному доступу в Интернет только организованы тестовые зоны ( Нижнем Новгороде, Питере и Москве и Новосибирске).

Дело в том, система СОРМ состоит из2 крупных частей: Съем (оборудование на стороне Оператора связи) и Управление (осуществляет Уполномоченный орган, Пульт поставляется за счет гос.бюджета).

Раньше производители СОРМ делили территорию РФ (где стоял Пульт Управления (далее — «ПУ») одного производителя, там другой не продавал съемники.

С нормативным регулированием СОРМ, возникла высокая конкуренция на рынке продаж СОРМ Операторам: по СОРМ-21 уже восемь сертифицированных производителей.

Теперь органы требуют чтобы съемники всех производителей понимали команды с ПУ.

В отношении ПУ также должны быть приняты технические требования .

Однако в связи с тем, что ПУ СОРМ-3 и Хранилища Яровой требований ещё нет, , возникают постоянные проблемы, например в СПБ стоит пульт Специальных технологий, и так как проблема не решена, там до сих пор можно покупать только их оборудование.

Так как это уже вопросы конкуренции Производителей СОРМ между собой, боюсь, что данная проблема будет стоять ещё несколько лет. И пока все вышеуказанное не будет урегулировано, Операторы не смогут полноценно исполнять ни требования закона Яровой, ни требования по СОРМ-3.