На главнуюКарта сайтаКонтакты

115419, Москва, 2-й Рощинский пр-д, д. 8, 
тел.:  +7(495) 777-84-45, +7(499) 391-41-71

 



 

 

Новости
Аналитика
Законодательство
Письма Регулятора
О компании
Контакты
Наша команда
В начало

 


|

Наши клиенты:
  • beeline
  • mailru
  • dlink
  • voen
  • dozd
  • altegro
  • life

Проверка Роскомнадзора: что надо знать?

За исполнением каких законов следит Роскомнадзор?

Роскомнадзор осуществляет в установленном порядке государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области :

- связи (требований ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи"  и подзаконных актов, включая соблюдение установленных условий: действия лицензии,   использования радиочастотного спектра;

-  СМИ, массовых коммуникаций, ТВР вещания (требований закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации"), включая соблюдение установленных лицензионных условий;

- персональных данных (ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных").

Правовыми основаниями осуществления государственного контроля и надзора являются Постановление Правительства РФ от от 5 июня 2013 г. N 476 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области связи " (далее – "ППРФ") и ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту – "ФЗ N294").

Виды проверок:

1) Плановые (проводится на основании и в сроки, указанные в Плане плановых проверок, утвержденного Роскомнадзором и одобренного прокуратурой. О том, включена ли ваша организация в план проверок Роскомнадзора, вы можете узнать здесь. В соответствии с п.п. 2) п. 4 ст. 27 ФЗ "О связи" плановая проверка  проводится не чаще чем один раз в два года. 

2) Внеплановые. Основаниями для их проведения являются:

2.1. Проверка исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушения

2.2. Выявление в результате систематического наблюдения, радиоконтроля нарушений обязательных требований

2.3. Обращения  пользователя услугами связи с жалобой на действия лицензиата, повлекшие нарушение лицензионных условий

2.4. Информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ о фактах нарушений целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи РФ по перечню таких нарушений, установленному Правительством РФ

2.5. Требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям и наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя)
 

Срок проведения любой проверки не может превышать 20 рабочих дней, но может быть продлен приказом руководителя Управления Роскомнадзора еще на 20 рабочих дней при наличии серьезных оснований.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок в год не может превышать 50 часов для предприятия со штатом до 100 чел. и 15 часов для микропредприятия (в штате до 15 человек) .

Обо всех проверках (включая внеплановые) и их результатах (включая наказание) можно узнать на сайте Генпрокуратуры  http://plan.genproc.gov.ru/plan2015/
С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в лиц- субъектов малого предпринимательства (далее - "МСП"), за исключением лиц осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Однако мораторий не распространяется на случаи, если в отношении МСП ранее было административное наказание за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Особенной частью КоАП,  или дисквалификации или административное приостановление деятельности или приостановление/аннулирование лицензий, и с  даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

К субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, соответствующие следующим условиям:
•средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно.
•выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать 800 млн.рублей
•РФ не имеет блокирующим/контрольный пакет акций в компании или у учредителей компании
•отсутствие суммарно контрольного пакета у иностранных юрлиц, и/или юрлиц не субъектов МСП.

Статус малого предприятия в настоящее время фиксируется РФ в соответствующем Реестре, который ведётся здесь здесь
 

При этом, согласно п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 г.): "Содержащиеся в едином реестре субъектов МСП сведения о юридических лицах, ИП исключаются из реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие лица не представили в соответствии с законодательством России о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели перестали отвечать условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона


Если лицо полагает, что проверка включена в ежегодный план проведения  плановых проверок в нарушение вышеуказанных положений, то оно вправе подать в орган государственного надзора заявление об исключении его из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки.

При разработке ежегодных планов проведения плановых проверок на 2017 и 2018 годы орган контроля обязан с использованием межведомственного информационного взаимодействия проверить информацию об отнесении включаемых в ежегодный план проведения плановых проверок лиц к субъектам МСП.

Должностные лица органа контроля перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить уполномоченному  представителю лица содержание вышеуказанных положений о моратории. В случае представления должностным лицам органа  контроля при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица, ИП к субъектам МСП и при отсутствии серьезных нарушений, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.

По сути, для не проверки, лучще быть зарегистрированным в реестре МСП, который веден орган по поддержке МСП при местном правительстве/мэрии. или же можно предоставить при первичном приходе органа контроля - документы о соответствии критериям МСП.

Проверки выполняются одним из нижеописанных методов:

а) Выездные  (с выездом по месту нахождения  проверяемого )

б) Документарные: письменный запрос Оператора связи о предоставлении необходимой информации и документов. Непредставлении документов, представление которых обязательно, влечет наложение штрафа до 5 т.р. В случае неуплаты административного штрафа, административный штраф может быть увеличен в два раза.

в) Мероприятия  систематического  наблюдения: без взаимодействия с проверяемым  лицом, когда от проверяемого  лица    не  требуется представления какой-либо  информации.  Государственные инспекторы территориального Управления Роскомнадзора (далее – «Инспекторы») делают выводы  о действиях    проверяемого   на  основании  деятельности  проверяемого, которую   он  осуществляет  в  отношении  неопределенного  круга  лиц. Например,  Инспектор, действуя  как  пользователь услугами  связи,  может сделать вывод, соблюдаются ли оператором   связи   требования законодательства. Или же проверяется информация, размещенная на сайте Оператора связи. График мероприятий систематического наблюдения создает Инспектор, а проверяемый может узнать лишь о результатах такого мероприятия.

Роскомнадзор пересматривает свою деятельность в сторону ограничения выездных проверок и увеличения количества документарных проверок, либо мероприятий систематического наблюдения без участия Оператора связи. 

Что нужно знать о проверке

 Предметом проверки могут являться только те вопросы, которые относятся к полномочиям Управления Роскомнадзора. Данные полномочия прописаны в Положении об управлении, вывешенном на сайте Управления

В уведомлении о проведении проверки должны быть указаны: сроки проведения проверки, дату и номер приказа. К уведомлению о проверке прикладываются: копия приказа о проведении проверки, соответствующего требованиям ФЗN 294,  программа проверки (согласно которой инспектор будет действовать при ее осуществлении).

При проведении выездной проверки копия приказа должна быть вручена под роспись либо руководителю Оператора, либо доверенному лицу. Если проверка не выездная, а документарная, копия приказа направляется руководителю вместе с запросом на представление необходимых документов. Одновременно проверяющие лица предъявляют свои служебные удостоверения, поскольку заниматься проведением проверки должны только те лица, которые указаны в приказе..

Проведение проверки - взаимодействие сторон, поэтому руководитель Оператора имеет право потребовать от инспекторов предоставления информации, относящейся к предмету проверки. При надлежащем оформлении документов руководитель обязан, а инспектор имеет право требовать пропустить инспекторов на территорию проверки.

Инспектор не имеет права требовать нотариально удостоверенные документы. Руководитель при наличии документов обязан представить их копии, заверенные подписью и печатью организации.

Итог проверки.

При завершении проверки составляется акт проверки, в котором указываются ее результаты. Это наличие выявленных нарушений и меры ответственности, применяемые к проверяемому. С актом проверки руководитель/представитель Оператора знакомится лично, заверяя ознакомление своей подписью, а при его отсутствии - акт направляется в адрес проверяемого лица заказным письмом с уведомлением о вручении.

В соответствии с требованиями ч.4 и 12 ст. 16 ФЗ N294 в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений представитель Оператора в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в Управление возражения в письменной форме. При этом он вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии.

При этом типовым положением о территориальном управлении Роскомнадзора к полномочиям инспектора относится:

  А) Составление  протокола  об  административной ответственности. Составленный  протокол  согласовывает  руководитель Управления Роскомнадзора. Протоколы, по статьям КоАП, по которым Управление не имеет полномочий налагать ответственность (ст. 14.1. КоАП РФ),  направляются в суд и уже суд решает кто прав.

  Б) Выдача  предписания  об устранении выявленного нарушения с обязательным указанием срока устранения данного нарушения.  Проверяемый к указанному сроку обязан исполнить предписание. Не устранение в срок нарушения, указанного в предписании, влечет привлечение к административному штрафу до 20 т.р.  и проведению внеплановой проверки.

Следует отметить, что согласно нормам КоАП РФ к административной ответственности может быть привлечено как юридическое, так и должностное лицо (единоличный исполнительный орган).

При выявлении серьезного нарушения лицензионных условий инспектор может выдать предупреждение о приостановлении действия лицензии и предписание. Если будет подтверждено, что указанное в таком предписании нарушение не устранено, то начинается процедура приостановления действия лицензии. При непринятии мер по устранению нарушения в суд подается заявление  об аннулировании лицензии.

Недействительность результатов проверки

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (статья 20 Закона 294-ФЗ)

Грубыми нарушениями являются:

-отсутствие оснований проведения плановой проверки (проверка проводится не чаще чем один раз в три года, на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов);

- привлечения в качестве экспертных организаций (экспертов) к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан;

- нарушение сроков уведомления проведения плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом);

- нарушение сроков уведомления проведения внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 статьи 10);

- отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки, а именно обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах - возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера). Кроме того, основания проведения внеплановой выездной проверки отсутствуют и в случаях, когда обращения и заявления не позволяют установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, либо обращения и заявления не содержат сведений об указанных фактах;

- отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимой по основаниям, указанными в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10;

- нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год);

- проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

- требование документов, не относящихся к предмету проверки;

- превышение установленных сроков проведения проверки;

- непредставление акта проверки.

Результаты проверки и другие действия инспекторов Управления Роскомнадзора могут быть обжалованы как в вышестоящем органе (Федеральной службе), так в прокуратуре и суде.

 

При этом Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Центральном федеральном округе в ходе проверки выявило нарушения законодательства о государственном контроле (надзоре), о государственной гражданской службе и о персональных данных в деятельности Управления Роскомнадзора по ЦФО (далее – Управление). См. тут