На главнуюКарта сайтаКонтакты

115419, Москва, 2-й Рощинский пр-д, д. 8, 
тел.:  +7(495) 777-84-45, +7(499) 391-41-71

 

 

 

 

Новости
Аналитика
Законодательство
Письма Регулятора
О компании
Контакты
Наша команда
В начало

 


|

 

Наши клиенты:
  • beeline
  • mailru
  • dlink
  • voen
  • dozd
  • altegro
  • life

Надо ли платить в резерв универсального обслуживания?

     В настоящее время  при плановой территориальное управление Роскомнадзора при проверке деятельности Оператора связи проверяет наличие документов, подтверждающих предоставление в Россвязи сведений о базе расчета отчислений в резерв универсально обслуживания (далее по тексту – «РУО»), а также платежные поручения об оплате отчислений в РУО

Кроме того, Федеральное агентство связи (далее – «Россвязь») стала массово рассылать по Операторам связи письма с требованием, под страхом взыскания через суд, перечислить в бюджет отчисления  в РУО.
     Для большинства Операторов такое требование приходит как гром среди ясного неба. Зачастую Оператор вообще не знал, что надо платить, ибо в условиях действия некоторых лицензий такой обязанности не прописано. В настоящей статье будет дана правовая оценка и комментарии юриста по теме статьи.

За что платим?

Платим за интернетизацию всей страны и отмену мобильного рабства.

     В соответствии с п.1 ст. 59 федерального закона № 126-ФЗ «О связи» (далее – «ЗоС»), РУО формируется в целях обеспечения возмещения операторам УО убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров.
     В соответствии с п. 2 ст. 57 ЗоС принцип УО: в каждом поселении должно быть установлено не менее чем один таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам; а в поселениях с населением не менее чем пятьсот человек должен быть создан не менее чем один пункт коллективного доступа к сети "Интернет".

Сколько, когда и куда платим?
Платим 1,2 % от доходов за услуги связи не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы.

Статья 60 ЗоС предусматривает:
1. Источниками формирования РУО являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования.
2. Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.
3. Ставка обязательного отчисления оператора устанавливается в размере 1,2 процента.
4. Размер обязательного отчисления оператора рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в пункте 3 настоящей статьи ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии с настоящей статьей.
5. Операторы не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
6. В случае, если обязательные отчисления операторов  в РУО не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей).

На основании чего платим?
Основанием для оплаты являются данные сведений о доходах, предоставленные Оператором.

     Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2008 г. N 23 (далее – ППРФ №23) утверждены изменения, которые вносятся в перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий".
     Изменения, утвержденные ППРФ №23, ввели обязательное условие осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг связи Операторов связи: «Представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в РУО в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи».
     Причем п. 2 ППРФ N 23 установил, что «оказание услуг связи операторами связи, получившими лицензии на соответствующие виды деятельности до вступления в силу настоящего Постановления, осуществляется с учетом изменений, которые вносятся указанным Постановлением».
    Иными словами предоставление сведений о базе расчета отчислений в РУО становится условием осуществления деятельности всех без исключения Операторов связи, вне зависимости от наличия такой обязанности в лицензии.
     Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в РУО (далее – «Порядок») утвержден приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.08 № 41 (в ред. Приказа Минкомсвязи № 87 от 30.06.09). Форма предоставления сведений приведена в Приложении N 1 к Порядку и размещена здесь.
Приказ Минкомсвязи начал действовать 31.10.2008, то есть с этой даты надо подавать сведения и платить в РУО.                          В соответствии с Порядком, вышеуказанные сведения направляются в Федеральное агентство связи в  электронной форме через раздел "Личный кабинет оператора связи" (http://is.rossvyaz.ru:8081/rossvyaz) или на бумажных носителях по адресу: пер. Николоямский, д. 3А, стр. 2, Москва, 109289.
     При заполнении формы сведений для резерва УО надо учитывать, чтобы данные совпадали с данными статистической отчетности по Форме N 65-связь (квартальная) "Сведения о доходах от услуг связи" (утв. постановлением Госкомстата РФ от 18 декабря 2003 г. N 113), если таковая направлялась в Минкомсвязи.

Некоторые операторы связи, в противоречие Порядку, предоставляют сведения о базе расчета обязательных отчислений нарастающим итогом, что является неверным и при автоматическом расчете в информационной системе приводит к формированию завышенной суммы отчислений и, как результата, - долга данных операторов связи перед резервом универсального обслуживания.

      На практике имеем непонимание Операторов, и в результате убытки, когда платят с платежей, с которых не должны платить. Например, расходы на монтаж и установку абонентской линии и оконечного оборудования многие операторы относят на услуги связи, хотя это в чистом виде сопутствующая услуга, которая не является базой для расчета. Базой для расчета являются доходы от оказания услуг связи абонентам (пользователям) в сети связи общего пользования на основании соответствующих лицензий, они отражаются в строках 051 - 067 Приложении N 1 к Порядку, указываются. В указанные доходы не включаются доходы от выполнения работ и оказания услуг, сопутствующих оказанию услуг связи и технологически неразрывно связанных с услугами связи. Доходы от предоставления услуг, сопутствующих оказанию услуг связи и технологически неразрывно связанных с услугами связи, отражаются по строке 090. То же самое можно сказать про услуги по пропуску трафика, которые исходя из определения ст. 2 ФЗ О связи не являются услугами связи."

        В любом случае, при заполнении отчетности следует отражать только с документально подтвержденные доходы (где в назначении платежа указано: за услуги связи).

Ответственность за не уплату.
     Если Оператор связи с 31.10.2008 оказывает услуги связи, но не представляет в Россвязь сведений о базе расчета отчислений в резерв УО в порядке и по форме, установленным приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 № 41, то такая деятельность подпадает под ст. 14.1. КоАП РФ (ответственность за деятельность, связанную с нарушение лицензионных условий) и может повлечь предупреждение или штрафа на ИП: 1,5-2 т.р,; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей и предписание Роскомнадзора.
     Здесь следует отметить, что законодательством не установлена административная (и тем более, уголовная) ответственность за неуплату платежей, но лишь за не предоставление сведений о базе расчета в резерв УО.

     Также законодательством РФ не установлено административной ответственности за не верно рассчитанную сумму отчислений. В соответствии со вторым предложением п. 2 ст. 59 ЗоС «Правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи». В соответствии с п.6. ст. 60 ФЗ "О связи" неуплата в установленные сроки или оплата не в объеме , указанном в отчете, влечет судебное разбирательство в Арбитражном суде по иску Россвязи. Срок исковой давности составляет 3 года. Следует заявлять о его пропуске
     В случае неподачи отчетности, но не оплаты отчислений в РУО  Россвязи доводит сведения о неплательщиках до Роскомнадзора. А Роскомнадзор приходит с внеплановой проверкой и наказывает за незаконную предпринимательсткую деятельность по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ

Как отражаются в бухгалтерском учете оператора связи операции, связанные с перечислением обязательных неналоговых платежей в резерв универсального обслуживания?
     Данные отчисления являются фискальными сборами неналогового характера (см. п. п. 5, 5.1, 5.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 28.02.2006 N 2-П) и НДС не облагаются.

Бухгалтерский учет.
     Затраты в виде обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания включаются в состав расходов организации по обычным видам деятельности с отражением по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (п. п. 5, 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 05.06.1999 N 33н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
 

Налогообложение по УСН
     Отчисления в резерв универсального обслуживания не могут быть учтены в составе расходов налогоплательщиком, применяющим УСН, поскольку не являются сборами, уплачиваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п.п. 22 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ), и не предусмотрены отдельно в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Аналогичная точка зрения высказана в Письме Минфина России от 10.07.2007 N 03-11-04/2/175.
 

Налог на прибыль

В соответствии с пп. 46 п. 1 ст. 264 Кодекса отчисления налогоплательщиков, в резервы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирующим деятельность в области связи, являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией, учитываемые при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Практика

    Россвязью совместно с Роскомнадзором в рамках http://www.ordercom.ru/Reglament.pdf проводится взаимодействие на на предмет своевременности представления в Россвязи сведений о базе расчета обязательных отчислений в в резерв универсального обслуживания. При неосуществлении деятельности и не подаче отчетов также налагается штраф.

Совет к плановой проверке

     К дате плановой проверки Роскомнадзора следует предоставить в Россвязи отчеты в резерв универсального обслуживания. Отчеты следует предоставить заказным письмом с описью вложения.

Заключение

Россвязи следит за сбором отчислений в резерв с Операторов связи: отправляет в тер. управления Роскомнадзора списки должников, не предоставивших (даже нулевые) отчеты, или не оплативших.  Не предоставление при плановой проверке платежек об уплате в резерв универсального обслуживания карается только предписанием.. Также Россвязи подаёт иски в суд с требованием оплатить см http://www.ordercom.ru/RYO.pdf

Консультации по предоставлению в Росвязи информации в Резерв универсального обслуживания от 5 тыс. руб.