ОрдерКом

Пн-Пт с 09.30 до 18.00
Telegram info@ordercom.ru

115419, Москва, 2-й Рощинский пр-д, д. 8, стр.4, комн. 411а

Что год грядущий нам готовит?

Что готовит операторам связи 2024 год с точки зрения законов, штрафов, регуляторов?

Дмитрий Михайлович Галушко к.ю.н.,

Президент Ассоциации Малых Операторов связи Регионов (АМОР)

1. СОРМ: великий и ужасный

С 1.1.24:  Один миллион рублей:

А) Штрафа за нереализацию СОРМ (ФЗ от 13.06.2023 N 223-ФЗ). Протокол составит куратор ФСБ. Дело рассматривает Мировой суд;

Б) Госпошлины за 1 новую лицензию (ФЗ от 28.09.23 № 497-ФЗ), включая лицензию на Интернет (телематика), передачу данных ( с голосом и без), все виды телефонной связи (кроме таксофонов и СКД), каналы связи.

С 1.9.24:

Из-за не реализации СОРМ:

А) У Роскомнадзора право приостановить лицензию на 3 мес. (п. 3 ст.37 ФЗ О связи в ред. ФЗ  04.08.23 N 473-ФЗ;

Б) Непродление лицензии при отсутствии действующих: акта /плана СОРМ (проект*);

В) Не изменение Территории действия, невключение использования радиоЧастот (проект*) Г) Отказ в новой лицензии из-за  несогласования ФСБ схемы (проект*).

2. Построение Суверенного Интернета

А) Теперь новые Операторы, желающие начать оказывать услуги Интернет (лицензия на телематику)- обязаны уведомить  ГРЧЦ о начале оказания услуг (ППРФ от от 11.12.2023 № 2126 ):

Б) С 1.9.24:

— Отказ в новой лицензии на Интернет из-за  несогласования РКН схемы пропуска трафика через ТСПУ ( ч.7 ст.30 ФЗ «О связи»)

-За Не пропуск трафика через ТСПУ=прекращение лицензии ( п.7 ч.1 ст. 39 ФЗ О связи ) По сути путём построения российского аналога «Золотого Щита» продолжается отделение  российского сегмента Интернет. Для этого ГРЧЦ  в т.ч. консультируется с китайскими товарищами.

3. Проверки Роскомнадзора

Плановые: отменены до 2030 г. ( ППРФ от 10.03.2023 № 372).

Внеплановые: ограничены причинением вреда жизни, здоровью и безопасности и проводятся только по согласованию Прокуратуры (ППРФ от 10.03.22 N 336 в ред.  ПП РФ от 14.12.23 № 2140).

4. АнтиФрод (Телефония)

Местным Телефонным Операторам дали понять, что если до Февраля 24 г. они не подключатся к Гос. Системе, будут большие штрафы (от 300 т.р на юрлицо, см.: ч.3 ст.13.2.1. КоАП РФ).

Также хотят сократить количество лицензий, объединив передачу данных с голосом и без в единую лицензии на передачу данных. К 1.9.25 хотят дать возможность пропускать голосовой трафик  из  Сети передачи данных в ТФОП только лицам, имеющим лицензию на  Местную Телефонию и ПД.

5. Вход в жилые многоквартирные дома (МКД)

Пока законопроект Хинштейна принят только в 1 чтении, для легального размещения сетей нужно 2/3 собственности … В текущей ситуации когда Управляющие компании повышают плату за пользование,  проходит много судебных процессов… По сути если цена завышена, надо  самостоятельную оценку или суд. экспертизу, так можно добиться снижения стоимости. Потому как по абз. 2 чт.3 ст.6 ФЗ «О связи» собственники вправе требовать соразмерную плату за пользование имуществом МКД.


Деятельность Ассоциации Малых Операторов связи Регионов (АМОР).

АМОР хотя и насчитывает свыше 100 Операторов всех федеральных округов Росси, пока ещё грудное дитя (создана 15.08.23).

Задачи: помочь малым Операторам связи сохранить бизнес во времена резкого закручивания гаек и стратегии государства на сокращение количества Операторов связи.

Понятно, что новых детей Телекома не будет рождаться, но наметилась тенденция и на сокращение малых Операторов… Если большинство микроОператоров связи работают нелегально и они по сути не интересны Налоговой (выручка в зависимости от региона конечно разнится, но т.к. с мелкими много формальных процедур надо пройти, и часто там штрафов даже можно и не получить в бюджет из=за неплатежеспособности), то мелкие Операторы ищут кому продаться.. Однако у крупных Операторов связи у самих СОРМ тоже всё не гладко:  и СОРМ не реализован до конца (а именно: Система хранения Данных ( содержимого сообщений) по ФЗ «Яровой»).

В текущей атмосфере АМОР помогли нашим членам:

  • отбиться от запросов ФСТЭК по критической информационной инфраструктуре (КИИ),
  • подготовили пакет документов по воинскому учёту;
  • проконсультировали по Системе АнтиФрод, в т.ч. помогли отбиться от Штрафов за неподключение.
  • простроили алгоритмы по входу в Жилые Многоквартирные дома;
  • получили около 10 решений различных органов и управлений ФАС России о необходимости снижения цены за доступ к опорам для размещения кабелей связи;
  • получили свыше 15 ответов от регуляторов, в т.ч. ФСБ России, Минцифры, Роскомнадзора, т.ч. по: СОРМ, КИИ, Антифроду, блокировке запрещенной информации, ТСПУ, недискриминационному доступу к инфраструктуре;
  • делаем Правовую экспертизу проблемных проектов Телеком НПА для https://regulation.gov.ru/;
  • ведем работу с поставщиками СОРМ;
  • Ассоциацию включили в Рабочую группу по подготовке Цифрового кодекса России.

16 января Верховный суд рассмотрит заявление  членов Ассоциации об оспаривании норм  п.39 правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (22.11.2022 N 2106) в части отмены нормы о возможности взимания с Операторов связи платы за Перенос ВОЛС при реконструкции/модернизации/ремонте опор; коллекторов, возникших по инициативе владельца инфраструктуры. 15 февраля планируем  провести Конференцию по регуляторике. Разослали приглашения всем регуляторам, часть уже откликнулись.